"Механик" ремонт и запчасти
работает с 2002 года


О ПРОЕКТЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ КАТАЛОГ СТАТЬИ ФОРУМ ССЫЛКИ
about manufacturers companies articles forum links
Забыли пароль?/Forgot password?
Регистрация/Sign up


Loading






Техническое обслуживание подвижного состава
        В нашей стране действует планово-предупредительная система ТО, которую регламентирует Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава. Этот Положение было принято еще в середине 80-годов прошлого века, согласно которому ТО носит профилактически характер и выполняется через определенные промежутки времени, а ремонт выполняется по факту. В настоящее время этот документ по оценкам ряда специалистов является уже достаточно морально устаревшим. Для тех лет характерным бизнес-процессом являлся следующий: утром грузовик выезжает в рейс, днем работает, а вечером возвращается в гараж, где диспетчер на основании среднесуточного пробега планирует постановку транспортных средств на ТО. Такой подход предполагает периодическое исключение автомобиля из перевозочного процесса, что, в своею очередь, несет за собой недополученную прибыль.  Современные коммерческие автомобили имеют бортовые электронные диагностические системы, которые с помощью сложных алгоритмов определяют состояние транспортного средства. В связи с чем на Западе появилась концепция «интеллектуального» технического обслуживания (predictive maintenance) или как ее еще называют Condition Based Maintenance (CBM) отличается от профилактического ТО, тем что основывается на необходимости поддержания фактического состояния автомобиля, а не основываясь на некотором заранее составленном плане или графике.
        Известно, что любая автотранспортная компания, занимающаяся грузовыми перевозками стремится по максимуму использовать свои провозные возможности таким образом, чтобы автомобили работали непрерывно. Но профилактическое ТО предусматривает, допустим замену масла каждые 3000-5000 км. При этом не принимается во внимание фактическое состояние и характеристики этого масла. Конечно, даже если грузовик во время работы не имеет видимых глазу проявлений неисправностей, то могут существовать срытые проблемы. Однако, их можно выявить с помощью диагностики. Диагностика дает возможность оценить состояние того или иного агрегата без его разборки. Например, анализ масла двигателя или охлаждающей жидкости поможет обнаружить микрочастицы металла и, соответственно, указать о разрушении элементов конструкции двигателя. А возможно, объяснением этому будет использование дешевых некачественных фильтров. С другой стороны, если владелец грузовика использовал хорошие фильтры и масло, то по результатам диагностики это масло может пройти и 10000 км. Т.е. концепция «интеллектуального» технического обслуживания или Condition Based Maintenance (CBM) стремится определить зарождающиеся неисправности, прежде чем они станут критическими. Это в свою очередь достигается двумя методами On-Condition Maintenance (OCM) и Condition Monitoring (CMT). Первый метод основан на периодических проверках, а второй осуществляется  путем постоянного мониторинга. Кроме анализа масла, как правило осуществляется мониторинг температуры, вибрации, анализируются выхлопные газы и другие параметры, которые снимаются с большого числа различных  бортовых датчиков. Благодаря современным средствам телематики эта информация в он-лайн режиме может поступать на диспетчерский пункт, где уже механики будут принимать решение о дальнейшей эксплуатации транспортного средства.
        В то же время нельзя говорить о том, что профилактическое техническое обслуживание уже изжило себя. И производители грузовой техники и органы государственного контроля в разных странах устанавливают рекомендованные нормативные сроки проведения различных работ по ТО.  Например, компания Volvo Trucks  рекомендует выполнять основное техническое обслуживание 24000 км или каждые 4 месяца, которое включает проверку масла и фильтров без ремонта или дополнительных регулировок. При этом, в частности, работы по проверке накладок сцепления и их толщины  проводятся каждые 80000 км, замена масла в трансмиссии (Eaton Fuller или Meritor Transmissions) выполняется также каждые 80000 км, а для КПП Volvo Transmissions допускается замена масла каждые 120000 км. При этом нередко временные интервалы технических воздействий зависят от условий эксплуатации. Например, производитель грузовиков из США компания Freightliner рекомендует при работе в тяжелых дорожных и климатических условиях проводить комплекс работ по техническом обслуживанию каждые 10000 км, а при работе в городских условиях и ли при старт-стопном режиме рекомендует проводить  комплекс работ по техническом обслуживанию каждые 100000 км. В свою очередь каждый комплекс технического обслуживания включает 3 вида ТО. Для первого комплекса ТО-1 через каждые 1600 км, ТО-2 через каждые 8000 км, ТО-3 через каждые 24000 км. Для второго комплекса работ ТО-1 проводится через каждые 16000 км, ТО-2 через каждые 80000 км, а ТО-3 каждые 240000 км. Свои рекомендации дает и производители агрегатов и узлов транспортных средств. В частности, Caterpillar предлагает выполнять проверку и настройку клапанов двигателей, а также проводить замену масляных, топливных и воздушных фильтров каждые после каждых 17700 км. Интервалы замены масла и фильтров в трансмиссиях ZF составляют 20000, 60000 и 90000 км в зависимости от условий эксплуатации. Во многих странах периоды ТО определят государство.
        И конечно водитель транспортного средства перед выходом в рейс или ежедневно должен производить осмотр тягача и полприцепа, во время которого следует уделять внимание всем системам автомобиля. В первую очередь проверяется уровень масла в двигателе и уровень охлаждающей жидкости. А также проверяется наличие жидкости в гидроусилителе руля. Также необходимо осмотреть компрессор пневматической системы. Визуально установить, существуют ли утечки масла из различных систем, охлаждающий жидкости или воздуха из тормозной системы. Находясь в кабине водитель при включенном двигателе должен проверить давление мала по показанию приборов, а также давление в тормозной системе. Снаружи автомобиля необходимо проверить состояние подвески, колес. Нередко обходят стороной седельное сцепное устройство. Между тем во время движения оно определяет способность сцепки к маневрированию, и мало кому понравится, еcли эта способность будет ограничена из-за попадания грязи или недостатка смазки. Кроме того необходимо тщательно очищать замковый механизм седельного сцепного устройства от грязи, чтобы все детали могли свободно двигаться.
        Для эффективного управления техническим обслуживанием следует разработать производственную программу по ТОиР, в которой на основании известного количества дней эксплуатации в году и среднесуточного пробега определяется количество ремонтных воздействий, дней простоя на ТО и ремонте, а также трудоемкость работ. Поскольку в настоящее время Положение по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава предписывает проводить работы по ТО в зависимости от пробега, то следует вести учет пробегов по путевым листам. Удобнее всего это делать с помощью системы управления автопарком. Для оценки качества технического обслуживания подвижного состава целесообразно использовать систему показателей эффективности ТО (Maintenance Performance Indicators  - MPI). К подобным показателям, например, относятся коэффициент технической готовности, коэффициент выхода машин на линию, средняя наработка на отказ, средняя продолжительность простоя, затраты на  проведения работ по ТО, трудоемкость ТО и др.

 

 

 


НОВОСТИ
28.06.2013 На Fuso Canter будет использоваться солнечная энергия.
20.06.2013 Scania представила первый грузовик на газе стандарта Euro 6
29.04.2013 Выходит новый Mercedes-Benz Sprinter
29.04.2013 Daimler начинает производство новой трансмиссии DT12
23.04.2013 Гибридные грузовики Volvo также надежны, как дизельные
Архив новостей
info@mehanik.ru   



© 2002-2010. mehanik.ru Все права защищены. Карта сайта