"Механик" ремонт и запчасти
работает с 2002 года


О ПРОЕКТЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ КАТАЛОГ СТАТЬИ ФОРУМ ССЫЛКИ
about manufacturers companies articles forum links
Забыли пароль?/Forgot password?
Регистрация/Sign up


Loading






Бортовые электронные системы
В настоящее время современные коммерческие грузовики и автобусы обладают значительным количеством электронных компонентов. Интегрированные электронные системы существенно повышают эксплуатационные характеристики транспортных средств, а также снижают операционные расходы, увеличивают комфортность работы водителя и эффективность технического обслуживания. Таким образом, интеграция охватывает три составляющие
  • механика – двигатель, трансмиссия, тормоза и другие системы, обеспечивающие движение транспортного средства, его управляемость и безопасность;
  • электрика – зажигание, фары, компьютеризированные системы управления;
  • fleet management –  транспортная логистика, мониторинг транспортного средства, система учета пассажиров в автобусах и пр.;
В связи с этим каждый грузовик или автобус последнего поколения имеет внутреннюю бортовую сеть передачи данных, которая поддерживает обмен сообщениями по определенным правилам, называемым «протоколами». Это позволяет всем электронным модулям управления (ECU – electronic controlled unit), которых в грузовике может быть около 10, понимать друг друга. При необходимости происходит конвертация данных из одного протокола в другой (например, из J1708 в J1939) с помощью специальных шлюзов. Если бортовые электронные системы управления двигателем, трансмиссией и пр. устанавливаются на заводе-производителе, то fleet management системы долгое время монтировались сторонними компаниями. Однако, сейчас уже многие ведущие производители такие коммерческого автотранспорта, такие как MAN, SCANIA, HINO и др. стали штатно устанавливать fleet management системы, которые по беспроводным каналам GPS/GSM/WI-FI/RFID передает информацию о работе транспортного средства на диспетчерский пункт.
            Срок службы электронных компонентов в отличие от механических узлов и агрегатов достаточно велик и в целом не зависит от пробега. Однако, грязь, вибрация и влажность могут нанести вред электроники. При выходе из строя электронных модулей и систем необходим для диагностики необходим высококвалифицированный профессионал со специальным оборудованием. Однако, и водители, и механики должны абсолютно точно понимать, что в  автомобильной электронике нет никакой магии. И при достаточном желании можно  хотя бы получить определенное представление, какие функции выполняет тот или иной электронный прибор, и что он должен делать, и чего не должен делать. При этом следует понимать разницу между терминами «электрический» и «электронный». Электрическая система, или как ее еще называют «автоэлектрика», аккумуляторные батареи, электропроводку, соединители, реле, переключатели. А также фары, стартер, различные лампы накаливания, электродвигатели отопления и вентилятора. Для управления электрическими устройствами в автомобиле существует некоторое количество электромеханических реле, которые срабатывают при определенных действиях водителя или иных воздействий.
            По мере развития автомобилестроения управление на реле стало недостаточным. Поэтому его заменили микропроцессорные устройства (ECM или ECU), имеющие память и хранящие сложное программное обеспечение. Дальнейшим этапом развития бортовой электроники стала интеграция ECU в единую систему управления. Например, ECU двигателя обменивается данными с ECU трансмиссии в момент переключения передач. Благодаря этому двигатель мгновенно уменьшает крутящий момент, чтобы сдвиг передачи был плавным. Также двигатель обменивается данными и с антиблокировочной системой (ABS) и т.д. Степень интеграции зависит от протоколов, которые используют те или иные устройства различных производителей. ECU двигателя также получает команды от педали газа, датчика скорости автомобиля, датчика с турбокомпрессора, с датчиков температуры воздуха, охлаждающей жидкости, масла. На основании этой информации система подачи топлива осуществляет впрыск в строго определенное время, мгновенно адаптируясь к изменяющимся условиям. Это позволяет повысить производительность двигателя и уменьшить содержание вредных выбросов в выхлопных газах. Кроме того, ECU двигателя хранит в памяти параметры работы и  коды неисправностей, которые возникают во время эксплуатации. Эти коды можно считать, подключившись через специальный интерфейс к ноутбуку или тестеру.
            ECU, управляющий работой автоматизированной трансмиссией определяет время перехода от одного передаточного отношения к другому. Данные передаются на ECU из разных источников – педали газа, джойстика переключения передач, с датчиков двигателя, выходной скорости трансмиссии и скорости движения автомобиля. Микропроцессор также учитывает вес грузовика, мощность двигателя, коэффициент трения дисков сцепления, температуру и вязкость масла в КПП. В результате электронное управление позволяет гладко и последовательно менять передачи, тем самым экономя топливо.
            Антиблокировочная система (ABS), которая впервые появилась в 1975 году, в настоящее время уже является стандартным штатным оборудованием на многих грузовых автомобилях и автобусах. Как известно, ABS контролирует скорость вращения колеса во время движения транспортного средства. Первоначально работа ABS была крайне ненадежной. Однако, с течением времени ее электронные компоненты и алгоритмы работы постоянно совершенствовались, и сегодня ABS является эффективным решением, предотвращающим блокировку колес при торможении, повышающее стабильность и управляемость транспортного средства. Электронные датчики, установленные на каждом колесе, непрерывно передают данные в ECU ABS о скорости вращения колес. При блокировке какого-либо колеса ECU передает управляющий сигнал в тормозную систему о сбросе давления на тормозе заблокированного колеса. Колесо начинает ускорятся, ECU снова применяет торможение, а затем сбрасывает давление. Этот процесс происходит с большой скоростью до полной остановки автомобиля. Как правило, современные ABS интегрированы с системой автоматического контроля тяги (automatic traction control - ATC).
            В настоящее время система отопления, вентиляции и кондиционирования (Heating, Ventilation and Air Conditioning – HVAC) также имеет встроенные микроконтроллеры. Ранее водителю приходилось обходиться простыми переключателями «тепло» или «холодно». Теперь же комфорт внутри кабины грузовика или салона автобуса поддерживает специальная система климат-контроля, которая имеет возможность перепрограммирования режимов работы в зависимости от возникающих потребностей. Особенно это актуально при работе рефрижераторных установок, которые должны поддерживать строго заданную температуру. Однако, диагностика неисправностей электронной системы HVAC нередко является достаточно трудоемким процессом.
            Все бортовые системы объединены единой мультиплексированной шиной данных, которая позволяет им обмениваться информацией друг с другом. Термин «мультиплексированная» (multiplexing) как раз и означает широкую интеграцию с различными электронными устройствами. Одна эта шина заменяет несколько различных кабелей. Таким образом, все электронные автокомпоненты подключаются к этой шине, наподобие как офисные компьютеры подключаются одной локальной сети. В этом заключается преимущество в отличие от традиционной электрической сети транспортного средства, в которой от каждого устройства идет отдельный провод, которые затем собираются в жгуты, выходящие на панель с набором реле. Кроме того, разъем мультиплексированной шины для подключения внешних диагностических устройств могут располагаться где угодно.
 

Электронные тормозные системы – как новый шаг к повышению безопасности движения.

Системы учета пассажиров в общественном транспорте 

Современные методы диагностики грузовиков

Электронная система управления двигателем

Инновационные технологии в грузовом автотранспорте

Автомобильные мультиплексированные шины данных

 

 


НОВОСТИ
28.06.2013 На Fuso Canter будет использоваться солнечная энергия.
20.06.2013 Scania представила первый грузовик на газе стандарта Euro 6
29.04.2013 Выходит новый Mercedes-Benz Sprinter
29.04.2013 Daimler начинает производство новой трансмиссии DT12
23.04.2013 Гибридные грузовики Volvo также надежны, как дизельные
Архив новостей
info@mehanik.ru   



© 2002-2010. mehanik.ru Все права защищены. Карта сайта