To view this page ensure that Adobe Flash Player version 10.0.0 or greater is installed.

Грузовые автотранспортные перевозки являются важнейшим сектором экономики нашей страны. Однако, несмотря на значительные инвестиции, которые пришли в автотранспортную отрасль за последние годы, эффективность управления на предприятиях оставляет желать лучшего. Практический опыт свидетельствует, что в  АТП остро ощущается нехватка квалифицированных экономистов, менеджеров, логистов. Анализ статистики говорит о том, что заработная плата в транспортных компаниях по стране остается относительно невысокой, по сравнению с другими секторами экономики. Кроме того, грузовые перевозки в значительной степени оказались подвержены спаду финансовой и деловой активности, произошедшей вследствие мирового экономического кризиса. В связи с этим наблюдается отток  грамотных специалистов-управленцев из автотранспортных компаний. Такое положение дел является предпосылкой для принятия неэффективных управленческих решений в АТП в силу отсутствия оперативного планирования, анализа и оценки хозяйственной деятельности по осуществлению перевозок.


Известно, что основой любого бизнеса является получение прибыли, которая является разницей между доходами и расходами предприятия. При формировании цены на грузовые перевозки, как правило, учитываются

себестоимость транспортировки;

платежеспособность потенциальных клиентов;

наличие конкурентов;

средние цены на местном рынке услуг по перевозкам;

Самым простым способом установления тарифа на перевозку является расчет себестоимости 1 км пробега или 1 часа работы транспортного средства и добавление некоторой величины прибыли. Соответственно, для планирования рентабельности компании необходимо осуществлять планирование поступления денег или дохода, и планирование затрат или расхода. Очевидно, что планирование доходов может производиться на основании плана перевозок. Для разработки плана перевозок необходимо осуществить анализ заявок на перевозки за прошлые периоды, оценить потребность в перевозках на ближайшей будущее, их предполагаемый объем, грузооборот, маршруты движения и пр., сопоставить их с провозными возможностями своего автопарка.


Исходными данными для расчета провозных возможностей АТП являются списочное количество автомобилей, грузоподъемность автомобилей, коэффициент использования грузоподъемности, коэффициент использования парка, среднее расстояние перевозки грузов, среднесуточный пробег, время в наряде, время простоя под погрузкой/разгрузкой, средняя техническая скорость, коэффициент использования пробега. На основании этих данных производится расчет трансфинплана, который включает в себя производственную программу по эксплуатации подвижного состава, производственную программу по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава, план материально-технического снабжения, план по труду и заработной плате, план по себестоимости.


Подавляющее большинство автотранспортных предприятий функционируют в условиях нестабильной экономической среды, неопределенности и риска. Таким образом, необходимо обладать достаточной гибкостью и умением адаптировать к постоянно меняющимся внешним условиям. Можно ли говорить о том, что в такой ситуации вообще ничего нельзя планировать? Необходимо использовать вероятностно адаптивный поход, который включал бы в себя непрерывное прогнозирование спроса на транспортные услуги, анализ финансового состояния АТП, систему показателей эффективности и пр. Наиболее простым решением представляется разработка несколько вариантов трансфинплана или сценариев хозяйственной деятельности транспортной компании для позитивного развития ситуации на рынке транспортных услуг или негативного. В дельнейшем необходимо  внимательно наблюдать за изменением технико-эксплуатационных показателей, чтобы своевременно принять меры при воздействии неблагоприятных внешних факторов.


Компания «Борника» разработала ОН-ЛАЙН сервис для расчета трансфинплана. Расчет должен проводиться по однотипным автомобилям. В верхней левой части окна расположена таблица расчета производственной программы по грузовым перевозкам. Для расчета необходимо указать среднесписочное количество автомобилей, грузоподъемность одного автомобиля, длину ездки с грузом, коэффициент выпуска а/м на линию, коэффициент использования пробега, коэффициент использования грузоподъемности, продолжительность рабочего дня, среднюю техническую скорость, среднее время простоя под погрузкой-разгрузкой.


В правой верхней части окна трансфинплана расположена таблица показателей производственной программы по ТОиР. Для ее расчета необходимо нажать на кнопку «Рассчитать», расположенную в нижней части таблицы ТОиР. После это к открывшемся диалоговом окне необходимо указать параметры расчета – тип подвижного состава, количество а/м, среднесуточный пробег, условия движения, модификацию подвижного состава, климатические условия, количество технологически совместимых групп. Для расчета используется так называемый цикловой метод, в котором цикл – период времени, соответствующий пробегу единицы подвижного состава в километрах от начала эксплуатации до капитального ремонта. Нормативы для расчета выбираются из Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава.


В средней части трансфинплана представлена таблица расчета плана материально-технического снабжения. Потребность в топливе и маслах рассчитывается на основе нормативов, изложенных в Методических рекомендациях Минтранса АМ-23р от 14.03.2008. Для расчетов используется специальный калькулятор норм расхода топлива, в котором можно выбирать поправочные коэффициенты для различных условий эксплуатации. Расчет потребности в запасных частях выполняется согласно Нормам расхода материалов и запасных частей на техническое обслуживание и текущий ремонт автомобилей.


В нижней части трансфинплана расположены таблицы расчета заработной платы и себестоимости. Фонд платы труда складывается из зарплаты водителей и зарплаты механиков. Отработанные часы водителей рассчитываются в производственной программе по грузоперевозкам. Отработанные часы механиков рассчитываются в производственной программе по ТОиР. Таким образом себестоимость  транспортных услуг складывается из  затрат на амортизацию, зарплату,